"Видели бы Вы, как танцевал Брюс Ли!" О.С.Васильев

ВИДЕЛИ БЫ ВЫ, КАК ТАНЦЕВАЛ БРЮС ЛИ!


Время от времени до меня доходят слухи о том, как критикуют меня другие учителя за то, что я не делаю настоящее Тай-цзи: «Его Тай-цзи – это не больше чем танец». Я благодарен им за комплимент… Я учу своих учеников тому… чтобы каждый был волен плыть в русле любой хореографии, в особенности своей собственной.

Чунлян Ал Хуан
(мастер боевых искусств)

Боевые искусства вышли из танца. Подобно танцу, боевые искусства становятся искусством только при вхождении человека в определенное состояние, без которого остается только техника.

Несмотря на разницу в тренировочном (в единоборствах) и репетиционном (в танце) процессе, тело и у танцора, и у мастера боевых искусств работает по одним и тем же законам, а наиболее общие законы движения человеческого тела в пространстве (то есть хореография) универсальны. Суть не только в движении, но и в пространстве. Причем не стоит путать окружающее нас пространство и пространство движения – это разные понятия.

В Западной культурной традиции разрозненные представления о пространстве движения человеческого тела начали постепенно оформляться в эпоху Ренессанса. Перу Леонардо да Винчи (1452-1519) принадлежит одно из первых исследований по искусству движения – утерянный «Трактат о живописи и человеческих движениях». Существенный прорыв в понимании пространства движения сделал хореограф Рудольф фон Лабан (1879-1958),применив математический метод анализа для обоснования универсальных закономерностей движения человеческого тела. Он, по сути, произвел революцию в теории пространства, показав, что пространство – «это не пустота, которую надо заполнить, а некая материальная реальность, которую можно лепить и формировать посредством различной архитектоники движений». Он одним из первых предпринял попытку исследовать  формы движения не только в искусстве, но и в природе.

В Восточной традиции о нелинейности, неравномерности, неоднородности пространства было известно за тысячу лет до того, а вопросы движения наиболее подробно рассмотрены в приложении к боевым искусствам. Достаточно один раз увидеть, как движется настоящий мастер боевых искусств, чтобы понять: правильно выполненное движение не может быть корявым, угловатым, некрасивым. Красота движения не исключает его «боевого аспекта», прикладной направленности, скорее, наоборот: «правильное», полезное движение должно быть красивым. Обратное верно не всегда: красивое движение не обязано быть эффективным. Далеко не все красивые движения в боевых искусствах являются рациональными с точки зрения их боевого применения. Боевое искусство невозможно вне понимания специфичной для него хореографии.

Какова же на практике эта хореография боевых искусств?

На этот вопрос пытались найти ответ участники нашего фестивального проекта «Боевые искусства и искусства движения», в рамках которого в течение последних лет прошла серия городских и областных фестивалей в Москве и в г. Дмитрове Московской области.

Поначалу казалось, что по одним и тем же критериям оценивать выступления представителей боевых искусств и танца невозможно. Но выяснилось, что боевые искусства с позиции танца можно рассматривать как сценический contemporary dance, аналог контактной импровизации или как «китайский балет». А можно просто – как иной мир движения, познакомиться с которым представителям мира танца не только чрезвычайно интересно, но и полезно.

Приятно отметить, что судейская бригада, состоящая наполовину из представителей танца, наполовину из специалистов боевых искусств, была практически единогласна в своих решениях: призерами становились действительно лучшие коллективы вне зависимости от вида искусства движения. Сложность движения в боевых искусствах ничуть не меньше, чем в не боевых. Судейская бригада оценивала именно эту сложность: технику движения и артистизм исполнения. А это значит, что у танца появился новый соперник – боевые искусства!

Главной особенностью нашего фестивального проекта является именно то, что в культуре движения представители различных видов боевых искусств соревнуются и между собой, и с мастерами других (не боевых) видов искусства движения: танца, гимнастики и др. И часто виртуозам боевых искусств удавалось обходить танцоров в номинации хореография!

О.С. Васильев,




Другие статьи по теме: