«Формирование самооценки движений у студентов в процессе занятий кунг-фу Hong-Gia» (работа проведена в БГУ ФК).

Исполнитель работы Бельская Наталья

Научный руководитель доцент кафедры ОФК — Юспа Татьяна Владимировна

Одной из важнейших задач в процессе занятий кунг-фу является раз­витие двигательной функции и умение управлять своими движениями при помощи мышления, осознания и самопонимания. В своих трудах о задачах физического образования Т.Ф. Лестгафт отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".

Важную функцию в управлении движениями личности выполняют координационные способности, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задачи. Они повышают возможности человека в управлении своими движениями.

Как отмечал Н. А. Бернштейн: «Каждое смысловое двигательное отправление, с одной стороны, требует не условного, кодового, а объективного, количественно и качественно верного отображения окружающего мира в мозгу. С другой стороны, оно само является активным орудием правильного познания этого окружающего мира. Успех или неуспех решения каждой активно пережитой двигательной задачи ведет к прогрессирующей шлифовке и перекрестной выверке показаний сенсорных синтезов и их составляющих, а также к познанию через действие».

Актуальность данной работы заключается в том, что самооценка как особая ступень в развитии самосознания, является предпосылкой осознания самого себя, своих качеств, умственных и физических способностей, своих действий и поступков. Она теснейшим образом связана с самоотношением и управлением движением.

Высокая самооценка позволяет познать свои возможности и самоутвердиться. Изучение данной проблемы является актуальным вопросом, так как существует прямая зависимость между проприоцептивной чувствительностью, совокупностью способностей человека ориентироваться в положении своих конечностей по их отношению друг к другу, воспринимать собственные движения и оценивать сопротивления совершаемым движением.

Цель работы: изучить самооценку движений у студентов в процессе занятий кунг-фу.

Задачи:

  1. проанализировать влияние самооценки на формирование личности студентов;
  2. выявить формирование самооценки личности при помощи волевых и физических качеств;
  3. охарактеризовать понятия координационных способностей и двигательных навыков, самооценки и самосознания;
  4. показать изменение самооценки движений у студентов в процессе занятий кунг-фу.

 

Объект исследования: Студенты ВУЗов в возрасте 18 – 22 лет, которые занимаются в школе «Hong-gia»

Предмет исслед.: Изменение самооценки движений у студентов в процессе занятий кунг-фу Hong-Gia.

Организация исследования: Исследование проходило на базе средней школы № 120 г. Минска. Количество участвующих – 20 человек. Контингент занимающихся – студенты высших учебных заведений (возрастная категория 18-22 года), 10 человек начального уровня, без подготовки и 10 человек после 2-х, 3-х летнего обучения кунг-фу школы «Хонг-йа». Занятия проходили 2, 3 раза в неделю по 2 академических часа. Исследование проводилось в 3 этапа в течение 2005-2006 года. Использовались такие методы, как:

  1. анализ литературных источников;
  2. метод естественного педагогического эксперимента;
  3. метод математической статистики.

 

Анализ 46 литературных источника позволил определить методику исследования, которое проводилось с помощью кинематометра Жуковского.

1 метод - Измерение точности отмеривания амплитуд движений. Заданная величина 30° и 70 градусов. Исследуемый сгибает руку в заданной амплитуде. Производится 5 отмериваний (при зарытых глазах). Разница между заданными величинами и отмеренными свидетельствует о точности отмериваний, Чем меньше разница, тем больше точность. Высчитывается средняя из 5 попыток на каждой амплитуде.

2 применяемый метод - это измерение точности дифференцирования амплитуд. Испытуемому задается малая амплитуда, он производит движение до ограничителя с закрытыми глазами. В следующем движении он увеличивает чуть-чуть амплитуду по сравнению с предыдущим разом, по-возможности на один градус и после выполняет попытку точно так же, но уменьшает на один градус.

Разница между вторым и первым результатом, в угловых градусах, характеризует дифференцируемый порог при прибавлении и при уменьшении амплитуды. Проба выполняется 4 раза на малой (20-25°), на оптимальной (около 45-50°) и на большой (70-75°) амплитуде. Высчитывается средний дифференциальный порог для каждой амплитуды из 3-5 произведенных попыток.

Результаты исследования: При исследовании самооценки движений у студентов в процессе занятий кунг-фу, были получены следующие результаты.

По первой методике, измерения точности отмеривания амплитуд, разброс абсолютных величин составил:

в 1 группе на 30º: 2005 год по среднему значению от 22,8º до 34,2º; по всем попыткам 17º до 40º 2006 ср.значение от 27,4º до 32º по вс. попыт. от 22º до 35º

в 1 группе на 70º: 2005 год по среднему значению 66,2º – 71,8º по всем попыткам 59º – 80º ср.значение 67º – 70,8º по вс. попыт. 62º – 75º

во 2 группе на 30º: 2005 год по среднему значению 29,4º – 32,2º по всем попыткам 28º – 34º 2006 ср.значение 29,6º – 31,2º по вс. попыт. 28º – 33º

во 2 группе на 70º: 2005 год по среднему значению 70,2º – 71,8º по всем попыткам 68º – 73º 2006 ср.значение 69,8º – 70,8º по вс. попыт. 69º – 72º

По второму методу, изменения среднего значения дифференцированного порога для 1-й группы за 2005 год и 2006. чем ниже значение, тем меньше ошибка отклонений между полученной и эталонной величиной, и тем более хороший дифференц-ый порог. За экспериментальный год расстояние среднего значения дифференцированного порога сократилось с 7,2 до 5,1.

Во второй группе дифференциальный порог уменьшается параллельно с первой группой, но среднее значение показало с 5 до 3,7.

Для лучшего анализа самооценки движений студентов, как они оценивают себя в пространстве и своих звеньев тела по отношению к себе и в пространстве. Нами было проведено дополнительно тестирование с выборочной совокупностью из сорока человек (возраст 18-22 года).

Результаты этого тестирования показало, что у большинства студентов, занимающихся кунг-фу, а это составило 20 человек из 40 тестируемых, а именно – 50%. Их самооценка является высокой, а коэффициент корреляции равен в пределах +0,71 - +0,85;

– 40 % с адекватной самооценкой, коэф-нт корреляции равен в пределах от+0,3 до 0,59;

– 5 % с очень высокой самооценкой, коэффициент корреляции равен от +0,85 до +0,97

– 5 % с низкой самооценкой коэффициент корреляции равен от +0 до 0,29 и с отрицательной зависимостью равен -0,26.

Выводы:

1. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Она выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как соотносит потребности и притязания человека с его возможностями. Высокая самооценка является движущейся силой успешности в любой человеческой деятельности, которая определяется степенью осознанности её выполнения.

  • 50 % - высокая самооценка;
  • 5 % - очень высокой самооценки;
  • 40 % - адекватная;
  • 5 % - заниженная.

2. Успех любой человеческой деятельности определяется, прежде всего, степенью осознанности ее выполнения. Занятия кунг-фу требуют глубокого сосредоточения, и одним из основных требований является главенство мысли и воли над движением. Деятельность занимающихся направлена на преодоление специфических трудностей, которая требует определенных волевых усилий. Это сознательное напряжение психических и физических возможностей человека с целью преодоления трудностей для успеха спортивной деятельности.

3. Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, превращение его в управляемую систему, т.е. координация есть организация управляемости двигательного аппарата. Координационные способности разделяются на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Они зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Ежедневные занятия кунг-фу достигают колоссальных результатов и улучшений, происходит формирование координационных способностей, перенос которых осуществляется на быт и профессиональную деятельность занимающихся. При постоянном выполнении сложно-координационных упражнений осуществляется «сглаживание» не точностей, определенных недостатков в движении и при этом улучшается пластичность, быстрота реагирования в быстроменяющихся условиях, более точно становиться дифференцирование, определение фаз движений в пространстве и по отношению к звеньям тела, определение и оценивание точности производимых движений.

4. При выполнении техники нестандартных движений в кунг-фу немыслимо без воспитания способности тонко ощущать свои движения, анализировать их и сознательно управлять ими. И в этом процессе большую роль играют мышечно-двигательные представления о движении. Пространственная ориентировка человека характеризуется способностью к сохранению четких представлений об изменениях и пространственных отношениях в конкретных условиях деятельности, умение точно определять и своевременно изменять положение тела, осуществлять движение в нужном направлении.

При исследовании формирования самооценки движений у студентов в процессе занятий кунг-фу, были получены следующие результаты по первой методике, измерения точности отмеривания амплитуд.

Разброс абсолютных величин группы новичков составил с 2005 по 2006 года на 30 градусов: с 17 – 40 градусов до 22 – 35; и на 70 градусов: с 59 – 80 до 62 – 75 градусов. Во второй группе, после 2-х, 3-х лет обучения занимающиеся показывали лучшие результаты их разброс абсолютных величин составил с 2005 по 2006 года на 30 градусов: с 28 – 34 до 28 – 33; и на 70 градусов: с 68 – 73 градусов до 69 – 72.

Улучшение дифференциальной чувствительности в течение экспериментального времени происходит параллельно в двух группах, это связано с тем, что кунг-фу является сложно-координационным видом. Вторая группа, прозанимавшись более трех лет, на базе предыдущего тренировочного опыта, показала результаты, которые являются близкими к эталонным показателям, чем результаты первой группы, которая прозанималась только один год.

Корреляционный метод самооценки дает возможность определить характерологические особенности человека: уровень притязаний, понимание себя и своих возможностей, тем самым, создавая высокий уровень сознания и самосознания влияющую на характеристику движений, ориентацию в пространстве и в управлении движений.

По результатам проведенного исследования, можно сказать о том, что студенты, занимающиеся кунг-фу, за один год повысили самооценку личности, которая непосредственно влияет на более точное оценивание себя и своих звеньев тела в пространстве и в их пространственных характеристиках.




Другие статьи по теме: